Курск (путеводитель по историческим и памятным местам). 1962

<< Маршрут 4. Вокзал <<

>> Маршрут 4. "Эхо войны" >>

Маршрут 4. Интернациональная улица - вокзал - Парк культуры и отдыха.
Железнодорожный узел

Курский железнодорожный узел имеет интересную и героическую историю. Железная дорога Курск - Москва была построена еще в 1868 году, и уже с 1869 года установлена регулярная связь города с Москвой, Харьковом и Киевом. В 1893 году открылось движение на Воронеж. Таким образом, Курск еще в конце XIX столетия стал крупным железнодорожным узлом, связывающим центр с югом страны.

Курские железнодорожники приняли активное участие в революционной борьбе в период первой русской революции. В октябре 1905 года бастовали все рабочие и служащие узла. Вместе с трудящимися города они участвовали в демонстрациях и митингах, нередко были их инициаторами. Работа железнодорожного узла фактически была парализована. Мемориальная доска на здании паровозного депо напоминает об этом событии.

Еще более активно проявили себя железнодорожники Курска в период Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны. Недалеко от вокзала, по другую сторону железнодорожных путей, стоял небольшой двухэтажный деревянный дом с высоким крыльцом. Здесь в 1917 - 1918 годах находился штаб отряда красной гвардии, созданного в декабре 1917 года. Макет этого дома сейчас находится в краеведческом музее. Курские железнодорожники своими силами построили бронепоезд, который под командованием Р С. Кукулдавы не раз наносил удары по врагам революции.

20 сентября 1919 года, когда деникинцы ворвались в Курск, коммунист А. Козлов решил вывести со станции железнодорожный состав с боеприпасами. Вскочив на стоявший поблизости паровоз, он вместе с машинистом стал пробираться к тупику, где стоял состав с боеприпасами. Белогвардейцы, заметив паровоз, открыли по нему стрельбу. Под яростным обстрелом Козлов несколько раз соскакивал с паровоза, чтобы перевести стрелки. Когда же паровоз приблизился к намеченной цели, белогвардейцы окружили Козлова. Он стал отстреливаться и во время перестрелки был убит. В честь героя названа улица, расположенная вблизи вокзала.

Курские железнодорожники 19 августа 1919 года провели на узле свой первый коммунистический субботник. В марте 1920 года в гостях у них побывал председатель ВЦИКа Михаил Иванович Калинин.

Осенью 1941 года, когда гитлеровские полчища приближались к Курску, рабочие северного и западного паровозных депо и вагоноремонтного пункта построили два бронепоезда. На одном из них они сами отправились на фронт. Среди команды бронепоезда были старший машинист коммунист А. Киселев, машинист К. Воробьев, помощники машиниста И. Гладилин и И. Еськов, вторые помощники машиниста девушки М. Казьменкова и Н. Горбачева.

Курские железнодорожники с честью хранят славные боевые традиции. Много сил и энергии отдают они техническому перевооружению транспорта. С 1959 года на линии Курск - Москва, затем на линии Курск - Харьков поезда водят мощные электровозы.

Звание коллектива коммунистического труда первому на узле присвоено коллективу вокзала, где начальником А. В. Гладилин.

<< Маршрут 4. Вокзал <<

>> Маршрут 4. "Эхо войны" >>

Город Курск - Зарождение Курска - Храмы и монастыри - Город воинской славы - Сражение титанов: Курск 1943

Я.Карта - Вид со спутника

1773 - 1847 - 1896 - 1902 - 1907 - 1923 - 1929 - 1937 - 1953 - 1962 - 1965 - 1981 - 1987 - 1994 - 1998

2001 - 2003 - 2008 - 2010

Rambler's Top100