Путеводитель по городу Курску (от 1902 года) II. Обозрение Курска.11. Херсонская улица, III и IV части города. Херсонская улица отделяется от Красной площади узким деревянным мостом, устроенным в 1898 году над водостоком трамвая. Посредством этого водостока ручей дождевой воды с Московской улицы направляется по довольно широкой канаве у тротуаров Знаменской площади, пересекает площадь и около решетки сквера, чрез Сергиевскую улицу, стремится вниз по спуску к реке Тускари, причем по правой стороне этого спуска устроен особый деревянный водосток. Цель этого водоотводного сооружения - уменьшить поток воды, направляющийся весной и во время дождей по средине Херсонской улицы, где он мог бы размывать мостовую. Херсонская улица, самая широкая в городе, отличается необыкновенною крутизною. Она до Георгиевской площади представляет сплошной непрерывный ряд домов и лавок. На левой стороне ее, почти против Николаевской церкви, сохранилась часть лавочных зданий с аркадами. В прежнее время вся верхняя часть Херсонской улицы состояла из подобных зданий с аркадами. Часть Херсонской улицы, от дома Озерова до Флоровской улицы, носит народное название: "на полугоре". Нижняя часть прежде вся состояла из лавок с крытыми галереями, окаймленными толстыми деревянными колоннами. По этим галереям (40 - 50 лет тому назад) по ночам бегали на привязи цепные собаки. Часть этих галерей сохранилась и до настоящего времени, вместо других теперь уже устроены большие дома. Ниже Ендовищенской улицы на Херсонской находится дом городского общественного Филипцева банка. Называется он так по имени учредителя, купца Филипцева, пожертвовавшего капитал на устройство банка. Георгиевская площадь находится по обе стороны Херсонской улицы. По правую сторону площадь занята небольшими деревянными лавками, а значительная часть ее ничем не занята. Здесь на Святой неделе устраиваются балаганы, карусели, качели и другие увеселения для народа. На день святого Георгия, 23 апреля, на площади бывает небольшая ярмарка с продажей игрушек и сластей. Южная половина Георгиевской площади занята Георгиевскою (или Смоленскою) церковью, зданием электрического трамвая, около которого устроен сад с изящными цветниками, окруженный железной решеткой. Храм святого Георгия построен в 1754 году вместо бывшей здесь деревянной церкви. На углу Херсонской и Дружининской улиц находится губернаторский дом, около которого в прежнее время была торцовая, дубовая мостовая. При доме - церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, устроенная по почину губернатора Лужина и освященная при Н.П.Бибикове. Средства на сооружение церкви были пожертвованы обществом курских купцов. Иконы и священные изображения были исполнены в Троице-Сергиевской лавре. Рядом с губернаторским домом находится женский детский приют ведомства ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ, основанный в 1860 году (см. 16 стр. Сборника)*). Против губернаторского дома - городской театр. После пожара (в декабре 1875 года) театра дворянского собрания, спектакли некоторое время давались в здании манежа, наскоро приспособленного для этой цели. Потом в манеже устраивались выставки, давались одно время цирковые представления, происходили (как и теперь) народные чтения. Театр, перестроенный в 1886 году из манежа, представляет каменное двухэтажное здание длиною в 96 аршин и шириною в 32 аршина, с пневматическим отоплением. Зрительная зала состоит из лож бенуара, бельэтажа, партера (и мест за креслами), балкона и галереи; в партере 226 мест на стульях и 50 на скамейках, на балконе 32 места, в ложах 182 и на галерее 128. Театр имеет фойе. Занавес работы известного декоратора ИМПЕРАТОРСКИХ театров Вальца. Против театра, по 1-й Мещанской (она же Манежная и Театральная), находятся здания духовной семинарии, которая в 1882 году была переведена из Белгорода. При семинарии домовая церковь, где во время богослужений поет хороший хор из воспитанников семинарии. Рядом с семинарией - здание общежития для семинаристов и церковно-приходская школа с церковью. В семинарии помещается редакция Курских Епархиальных Ведомостей, издающихся с 1871 года и заключающих в себе много статей по истории Курского края. Издан Указатель статей, помещенных в Епархиальных Ведомостях за 25 лет существования их (1871-1896 годы). В помещении семинарии находится Братство преподобного Феодосия Печерского, начавшее свои действия 10 марта 1891 года. В день открытия Братства было пожертвовано свыше 2000 рублей на цели его. Советом Братства организованы в 1891 году религиозно-нравственные чтения в братской школе и Семеновском городском училище. При Братстве находятся книжный склад и древлехранилище, где хранится до 90 старинных предметов, большей частью старообрядческих икон. (О деятельности Братства см. 11 стр. Сборника). Влево от Херсонской улицы до Новопреображенской находится обширный скотопригонный двор. Прежде здесь был "Зарянский сад", названный так по фамилии владельца. Херсонская улица замыкается воротами, выстроенными Курским дворянством для въезда ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II во время ее шествия, они были с различными украшениями и изваянием ангела с трубой. Любопытно отметить, что когда ИМПЕРАТРИЦА подъехала к этим триумфальным воротам, то велела остановиться и обратила внимание на украшения ворот и, по выражению очевидца, "с обрадованным народом разделяла возвещавшеяся на воротах ангелом славу и торжество свое". За Херсонскими воротами начинается Харьковское шоссе. Оно устроено в 1852 году. Направо от шоссе находится депо электрического трамвая, налево обширная Богословская площадь, на которой Богословская церковь, устроенная в конце XVIII века. Назначение Богословской площади троякое: во 1-х, по понедельникам и пятницам, здесь бывают базары, на которых, главным образом, торгуют дровами, лесом, сеном, соломою, кожами, лошадьми и тому подобным, во вторых - на этой площади происходят военные учения, экзерциции и тому подобное. Третье назначение Богословской площади быть главным пунктом Коренной ярмарки, которая в 1878 году была переведена в Курск, при чем для ярмарочной торговли были назначены Богословская и Георгиевская площади и лавки около скотопригонного двора. На Богословской площади во время ярмарки, главным образом, торгуют кожами и черными товарами. Постоянных ярмарочных зданий здесь нет. В старину на Богословской площади был эшафот, где преступников наказывали плетьми. На площади, по правую и левую сторону шоссейной дороги, находятся военные казармы. В одном из зданий - домовая военная Покровская церковь. Другая военная церковь находится за казармами. Далее - городская тюрьма, кладбище**) и богадельня (см. 21 стр. Сборника). Недалеко от тюрьмы расположен Курский ипподром, на котором ежегодно, в конце мая и начале июня, бывают бега рысистых лошадей. За ипподромом находятся летние лагери войск Курского гарнизона и военное стрельбище. Параллельно с Херсонской идет Покровская улица, от ручья Кура до городского выгона. На ней находится Покровская церковь, освященная в 1770 году. Эта местность в старину называлась Московской слободкой, близ церкви бывала ярмарка (давно уже не существующая). Особо чтимая святыня Покровской церкви - древняя Феодоровская икона Божьей Матери, на поклонение которой стекается много богомольцев. Царские врата в храме сделаны из кованного серебра. Несколько севернее от Покровской улицы находится Вознесенский (Михайловский) храм, построенный в 1767 году. Выше по Покровской улице, на углу Театральной (1-й Мещанской), расположены здания 4-й полицейской части, при которой, в обозе пожарной команды, имеется линейка для доставления солдат из казарм к месту пожара. Идущая параллельно с Покровской Солдатская улица переименована в 1900 году в Суворовскую улицу, в увековечение памяти о генералиссимусе князе А.В.Суворове. В 4-й части города, на Севской улице, находится Детский приют имени Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны. Этот приют основан начальником губернии, генерал-майором, графом Алексеем Дмитриевичем Милютиным. В 1892-3 годах, во время бывшей в Курске холеры, возникла мысль учредить в городе Курске приют для сирот мальчиков, родители которых умерли от холеры. По почину графа А.Д.Милютина, близко принявшего к сердцу безвыходное положение несчастных детей, составилась частная подписка, которая, достигнув свыше 10000 рублей, дала возможность основать приют. В самом непродолжительном времени он обзавелся прекрасной усадьбой в здоровой местности города с хорошими помещениями, большим садом, небольшой пасекой. В приюте воспитывается до 38 питомцев. Дети обучаются грамоте в пределах программы начальных училищ, огородничеству, пчеловодству и садоводству (см. 17 стр. Сборника). Деревянные строения по Харьковскому шоссе доходят почти до реки Сейма. Особенность здешних усадьб та, что почти при каждой из них находятся обветшавшие большие рубленые и досчатые амбары с навесами. То же можно заметить и в конце Раздельной улицы, на окраине, где прежде эти амбары служили для ссыпки зернового хлеба, скупавшегося у везших его в город сельских обывателей, но теперь, с изменением внешних условий хлебной торговли в городе Курске, амбары запустели. В этой торговле замечается три периода: первый - когда крестьянские и помещичьи обозы длинными вереницами вступали в город и когда здесь на многих улицах и на площади, носившей название Мучное (где теперь вокзал городской железнодорожной станции), ссыпался разного рода хлеб в громадные рубленые купеческие амбары. Отсюда курские купцы экспортировали зерновые хлеба в разные места; некоторое время (в тридцатых и сороковых годах) сплавляли груз на барках от Курской сеймской пристани. Во второй период (в шестидесятых годах) хлебные торговцы старались устроить свои ссыпные амбары - по местному ссыпки - на окраинах города, чтобы, как они выражались, "перехватывать мужика" еще на пути и закупать у него хлеб для ссыпки в амбары, и такое "перехватывание" не обходилось, конечно, без эксплуатации. Как это ни странно, а была подобного рода конкуренция между торговцами. Одним из ее результатов было то обстоятельство, что ссыпка хлеба почти прекратилась в центральных местах города. Затем, с увеличением комиссионных закупок зернового хлеба, главным образом, на местах его производства, а также и вследствие других причин, ссыпки хлеба на окраинах города прекратились. По шоссейной дороге, в 2-х верстах от Херсонских ворот, перекинут мост через ложбину, наполняющуюся водою только весною и осенью. Мост носит название "Чертов мост" от слова черта, так как здесь прежде пролегала городская черта, которая теперь определяется рекою Сеймом. На Сейме находится плавучий мост. При устройстве шоссе здесь думали устроить высокий каменный мост, но проект остался невыполненным. Направо и налево лежит местность, называемая Солянкой, о которой говорилось выше. Место за Сеймом и теперь довольно пустынно, а прежде было совершенно глухим. Оно в ХVIII веке называлось в Курске Крымскою стороною, где рыскали хищные волки, лисицы и дикие козы. Здесь пролегала Дубоссарская дорога, по которой один раз в месяц проходила почта. По этой же дороге проезжало до 300 и более парных подвод, с двумя вожатыми при каждой из самых отважных, вооруженных косами и мушкетонами. Они провозили корчемное вино близ Курска и никто не отваживался их останавливать. Еще в начале шестидесятых годов здесь водились разбойники, грабившие проезжавших. Последний разгром разбойничьей шайки был при губернаторе В.И.Дене. Для поимки их он велел наполнять два воза солдатами и покрыть их рогожами Бросившиеся за предполагаемою добычею разбойники были переловлены все до одного. С тех пор разбои прекратились. За плавучим Сеймским мостом, на шоссейной дороге, находится застава, где с проезжающих взимается плата. Близ Херсонской, на Ртищевеной улице находится здание Александровского училища, основанного в 1873 году. По случаю устройства этого училища, в день открытия его, Наследник Цесаревич, впоследствии ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III, соблаговолил прислать милостивую телеграмму Курскому городскому голове П.А.Устимовичу, по инициативе которого и было устроено училище, со следующими знаменательными словами благопожелания Курску: "Да преуспевает в нем дело образования и призрения бедных". Кроме Херсонской, в 3-й части города из более видных улиц можно отметить Ново и Старо-Преображенскую и Троицкую. На правом берегу Кура, между Новой и Старой Преображенскою улицами, есть довольно большая площадь, где прежде были кузницы. Берега Кура от Херсонской до Старо-Преображенской улицы несколько лет тому назад были приведены в порядок: выровнены, покрыты дерном, обсажены кустарниками и укреплены разными способами. Русло реки было очищено от тины и навоза и усыпано щебнем. Работа эта продолжалась два года и стоила немалых усилий. Чтобы дренировать почву, у железнодорожного забора была вырыта канава и находящаяся здесь набережная превращена в аллею из канадских тополей. Такими же тополями был обсажен правый берег речки. В настоящее время берега Кура, к сожалению, опять приходят в упадок. На пересекающей Ново-Преображенскую улицу (Спасскую) Авраамовской обращает на себя внимание громадное трехэтажное, красивой архитектуры, здание Управления Московско-Киево-Воронежской железной дороги и напротив его другое здание того же управления, построенное на месте сгоревшего в 1892 году дома, где был военный клуб***). В настоящее время военное собрание помещается на Старо-Преображенской улице, в доме Васильевой. Около здания управления Московско-Киево-Воронежской железной дороги и теперь еще видна часть полуразрушенной каменной стены, оставшейся от громадного пожара, бывшего в 1886 году и истребившего весь квартал между Ново-Преображенскою, Авраамовскою и Золотаревскою улицами и Георгиевскою площадью. Преображенская церковь находится на площади того же имени. Церковь здесь существовала еще с конца XVI века. Она упоминается в летописи в 1612 году, во время осады Курска поляками, под предводительством коронного гетмана Жолкевского. Тогда она была деревянная и просуществовала до 1786 года. В это время курским купечеством была выстроена двухэтажная каменная церковь о пяти главах. Впоследствии Преображенская церковь была увеличена присоединением к ней приделов с северной и южной сторон. На этой церкви замечателен своим звуком большой колокол, до 400 пудов весом. Любопытно, что только в числе прихожан Преображенской церкви и теперь отмечаются: посадские, то есть потомки жителей Курского посада, находившегося около города, то есть крепости. Кроме посадских, остальные были жители слобод, впоследствии вошедших в состав Курска. Почти вся Преображенская площадь занята разбитым в 1900 году садом, в котором вновь посажены деревья и кустарники и распланированы дорожки. На углу Преображенской и Пастуховской улиц находятся и здания 3-й полицейской части. На Пастуховской и Дружининской улицах, между Новопреображенской и Херсонской улицами, устроены на каменных сводах, во всю ширину улицы мосты над ложбиною оврага. При устройстве этих мостов были открыты сильные ключи чистой воды, заделанные кирпичной кладкой. В начале Троицкой улицы находится здание Управления Государственными Имуществами. Через квартал возвышается обширное здание духовного училища. Духовное училище в Курске было основано в 1764 году. Сначала оно находилось в Знаменском монастыре, потом около монастырского "конного" двора, впоследствии квартировало в доме Морозова, затем было переведено в дом, купленный у В.В.Гамалей в 1866 году. Позднее дом этот был сломан, а на его месте построен новый дом, где теперь помещается и общежитие учеников, В здании устроена домовая церковь во имя святых Кирилла и Мефодия, освященная в 1890 году. В этой церкви иконостас из орехового дерева и украшен резьбой. Он отличается особенным изяществом и красотою, хотя и не блестит позолотой: вызолочены одни только царские врата, Между церковными предметами заслуживают внимания: плащаница, дарохранительница и хоругви; замечательна также церковная живопись. Когда откроются царские врата, особенною красотою и величием поражает посетителя храма запрестольный образ Христа Спасителя, писанный художником Рудневым; затем в иконостасе - изображения Богоматери, Христа Спасителя, славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия, Федора Стратилата, Рождества Христова, Тайной вечери, Спасителя, благословляющего детей - все это академическая живопись художников Махова, Алехина и других. Есть весьма хорошего исполнения и местных художников. Из других зданий в районе 3-й части можно отметить: Дом трудолюбия и дешевую столовую на Чумаковской улице; около него старинный дом, бывший Свешникова, (теперь принадлежащий городу), обращающий на себя внимание своеобразной архитектурой. Налево от Троицкой улицы (в Пастуховскую) находится большой сад г-жи Лавровой, отличающийся замечательным декоративным устройством. Троицкая церковь - одна из древнейших церквей города Курска - существует на месте Троицкого монастыря, основанного в царствование Бориса Годунова, о чем свидетельствует грамота Царя Михаила Феодоровича, в которой сказано: "По грамоте царя Бориса, строил Иона в Курске, на краю посада, за речкою Куром монастырь Троицы Живоначальной и в тот монастырь братию собрал". Приписная к Троицкому монастырю слобода, называемая Очаков, в настоящее время входит в черту города. Название Очаков происходит от курского выражения - очак, что значит остров и соответствует местоположению Очакова, на острове, образуемом Тускарью и ее протоками. Очаковцев и теперь в шутку называют "моряками". В эпоху смутного времени "литовские люди, - по словам грамоты Царя Михаила, - храм Троицы Живоначальной разорили и монастырь выжгли, братию: старцев и бобыльков (то есть послушников) высекли (то есть перебили)". Впоследствии монастырь был приписан к Знаменскому, а Очаковская слобода в 1649 году была взята в ведомство Государевой казны. Троицкая церковь стоит на краю холма. Внизу течет Тускарь, через нее проложены трясучие лавы. При взгляде на расстилающуюся влево от лав картину невольно поддаешься тяжелому впечатлению, навеваемому ею: на длинном ряде строений по обеим берегам реки лежит печать запустения и разрушения. Полуразрушенные, заколоченные, с провалившимися крышами, с зияющими темными отверстиями вместо окон стоят здесь неуклюжие, большие и маленькие дома, сараи, амбары. Не смотря на то, что давно уже прекратилось здесь кожевенное производство, все-таки ощущается запах кожных и дубильных веществ. Около заколоченных домов стоят странного вида здания, похожие на каланчи или вышки. Над зданиями - развалившиеся кирпичные трубы, на дворах длинные, как бы вросшие в землю сараи: каменные, бревенчатые или досчатые; все они забиты, заглохли, замерли... На правом берегу Тускари, недалеко от лав, возвышается трехэтажное ветхое и узкое здание, в нижнем этаже его одна только большая, - хоть въезжай в нее тройкой, - дверь, окон нет. Во втором и третьем этажах этого здания по три окна и все они зияют дырами. У воды, на реке, - остатки когда-то бывших здесь моек; одна из них уцелела. Это - сарай на воде с полом и отверстиями для кож. Еще в 1837 году моек на Тускари было до 50, хотя и тогда уже было отмечено, что число их уменьшилось к тому времени. За уцелевшей мойкой обращает внимание громадный дом в три этажа. Окна в нем выбиты, полы провалились, и ветер свободно гуляет по всей этой громаде. Унылый вид имеют и надворные постройки. А дальше - длинное, низкое и мрачное здание, без труб, но с окнами, заколоченными вдоль и поперек досками. Оригинально устроены здесь крыльца: каждое из них с широким, далеко выдающимся на улицу, навесом, огорожено с обеих сторон толстыми досками, а на крыльце широкая лавка. Таких крылец нет в других местах города. На дворах "по траве хоть шаром покати", а в глубине дворов возвышаются остовы когда-то бывших здесь сараев, как скелеты допотопных чудовищ. А вот потянулись заборы громадной высоты... Иные домики в опустевших усадьбах не велики, а сараи и заборы грандиозных размеров. И так целый ряд улиц представляет развалины, производящие грустное впечатление. В прежнее время в Курске было большое кожевенное производство. Даже в пятидесятых годах XIX века в городе было до 30 кожевенных заводов, из которых по оборотам выдавались заводы купцов: Лысенкова, Сапунова, Силина, Скорнякова, Ветчинкина, Гущина и Карандакова, кроме того было до 70 небольших кожевенных заведений, в Очакове и Кожевной. На заводах ежегодно вырабатывалось на несколько миллионов кож и мерлушек. На салотопенных заводах было громадное количество овец, тут же снимали с них шкуры и производили дальнейшую обработку. В это время курские купцы с кожевенными товарами являлись на всех, более или менее значительных, русских ярмарках и рынках. Санитарные условия города, в особенности его 3-тьей части, были ужасны, как о том еще в тридцатых годах писал Курский губернатор М.Н.Муравьев: по некоторым улицам и верхом на лошади от дурного запаху я не мог проехать." Заражению воздуха способствовали и так называемые "тарабары," то есть дворы, обнесенные высокими заборами и назначенные для сдирания шкур с крупных и мелких животных. Таких "тарабар" было много в Кожевной и Очакове. Когда кожевенное производство процветало в Курске, то на заводах и мойках находилось много рабочих, "кожевников". Были в числе их и пришлые рабочие; но большинство вело свой промысел из рода в род. Промысел этот (в особенности убивание животных, сдирание с них шкур самыми варварскими способами и тому подобным), по-видимому, повлиял и на характер местного населения, выработав особый тип кожевника - человека угрюмаго и нередко жестокого. Кожевники во время работы на реке пели песни и мотивы этих песен отличались заунывным тоном. Вообще песни кожевников, как говорят, производили неприятное впечатление. Есть в этом районе и обитаемые дома, да и из них встречаются такие, в которых только часть помещения занята, а другая заколочена. Сколько раз ни посещала Курск холера, всегда она находила обильную жатву в Кожевной и Очакове. Здесь она начиналась, здесь свирепствовала самым сильнейшим образом и здесь же продолжалась позднее, чем во всех других частях города, что обусловливается недоброкачественностью воды и загрязнением почвы. В XVIII веке затускарная часть Курска (но не Стрелецкая) представляла центр курского раскола. Здесь были две старообрядческих часовни. В тридцатых годах XIX века были приняты меры к ослаблению раскола, и тогда на месте одной из часовен была устроена Успенская единоверческая церковь, и бывшие старообрядцы приняли единоверие. В 1889 году они окончательно присоединились к православию. Недалеко от Очакова, на пути к Солянке, в ХVIII веке находилась большая двухэтажная, с куполом и крестом, старообрядческая церковь. Вся она была выстроена исключительно из липового дерева и в ней имелись некоторые церковные КНИГИ начала XVII столетия. Церковь эта была сломана в 1777 году. Около нее находилось и старообрядческое кладбище. *) В здании приюта временно устраиваются курсы для подготовки кандидатов на должности урядников. **) На этом кладбище покоится прах поэта И.Ф.Богдановича. ***) Пожар произошел в теже сутки, когда, 17-го октября 1892 года, горело здание дворянского собрания. Два этих громаднейших пожара вызвали необходимость просить о помощи из города Орла. Вечером 18 октября в Курск приехали члены Орловского вольного пожарного общества и часть Орловской пожарной команды. Они оказали большую услугу Курску, в виду того, что ко времени их приезда все местные огнегасительные силы совершенно ослабли. |
||||||
Город Курск - Зарождение Курска - Храмы и монастыри - Город воинской славы - Сражение титанов: Курск 1943 1773 - 1847 - 1896 - 1902 - 1907 - 1923 - 1929 - 1937 - 1953 - 1962 - 1965 - 1973 - 1981 - 1987 - 1994 - 1998 |
||